Общая протяженность | 5000 км в одну сторону |
Длительность | 16 дней |
Старт | 20 июля 2007 года 12:00 вечером |
Минимальный состав | 2 экипажа по пилоту и штурману (второму пилоту) в 2х машинах |
Рекомндуемый транспорт | Авто класса 4х4 |
Плато Укок
Для местных жителей Укок означает "конец всего". Как утверждают поверья, пастбища Укока лежат в преддверии небесного свода. Они находятся как бы за пределами человеческого взора, кричать здесь — святотатство, оскорбление могущественных духов.
На самом юге Алтая, на стыке границ России, Казахстана, Китая и Монголии, среди скалистых гор затерялось плоскогорье Укок. Плато стало особенно известным после того, как на нем были открыты скифские курганы с замерзшими погребениями. Укок суров. Высота более 2000 м над уровнем моря, резкие внутрисуточные перепады температуры, каждодневный дождь с ветром, иногда снег даже в июле. Район здесь безлюдный — лишь изредка можно встретить стоянку чабана или отару овец. Можно сказать — забытое богом и людьми пространство. Но, оказывается, это не так. Плоскогорье издавна притягивало к себе скотоводов, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Несмотря на суровые условия, Укок — прекрасное зимнее пастбище. Сильные ветры сносят снег в овраги и лощины, давая животным возможность добывать корм для вполне сносного пропитания. Весной же, когда открываются перевалы, скот на все лето сгоняли вниз, в долины. Замкнутость и оторванность от мира способствовали тому, что Укок был всегда чрезвычайно богат зверьм, птицей, рыбой. Летом укокские озера дают пристанище уткам, гусям, журавлям. Кроме того, не только пастухи и охотники оставили на Укоке следы своего пребывания, но и волны миграций, неоднократно прокатывающиеся по этой пограничной территории оставили неизгладимый след в материальной и духовной культуре этносов, когда-то населявших Укок. Очень важно, что памятники дошли до исследователей в совершенно не потревоженном состоянии. Но, пожалуй, самое главное это то, что суровые условия Укока сохранили в ряде курганов мерзлоту, этот природный консервант, благодаря которому до нас дошли уникальные предметы эпохи раннего железного века из кожи, дерева, войлока и шерсти, которые в других условиях просто не сохраняются. Но об этом лучше прочитать в замечательных книгах самих исследователей — академика В.И. Молодина "Древности плоскогорья Укок: тайны, сенсации, открытия" и доктора наук Н.В. Полосьмак "Всадники Укока", изданных новосибирским издательством "ИНФОЛИО-пресс" в 2000 и 2001 гг. Под их руководством пять полевых сезонов (1991-1995 гг.), на Укоке работали археологические экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН. Плато Укок включено ЮНЕСКО в список всемирного природного наследия, а та его часть, где находятся знаменитые курганы обьявлена зоной покоя.
Зона покоя Укок
Женщина.
Ветер. Ветер шумел по бескрайней ночной степи. Он пробирался между камней, шевелил длинные девичьи пряди, срывал капельки ночной росы с алтаря. Ветер был бесконечен как бывают бесконечны звезды в горах, как недостижимы пять вершин священной горы, каждая из которых пораждала ветер.
Шаман и девушка. Он, сидя на корточках, раскачиваясь взад и вперед, бубнил, пел молитву, и его косматая борода трепалась на ветру. Она подложив под себя ноги, и выпрямив спину, сидела напротив старика, звезды мерцали на ее коже, а ветер развевал ее длинные русые волосы.
Она пришла к нему с рассветом, она искала человека, пропавшего в этих горах. Она знала, что только на Краю Земли, где мир людей соприкасается с миром богов, а все дороги находят свой конец и свое начало, она найдет ответ на мучавший ее вопросы и встретит того единственного что любит.
Он высушенный солнцем снегом и ветром старик, что родился среди этих гор, помнил не одно сражение и видел воздвижение многих могил. Средь усопших был и тот кого ждали голубые глаза так цепко молившего его о счастье.
- "Я пойду за ним где бы он ни был"
- "Я помогу тебе, и пусть легок будет твой путь".
Все томительней и печальней песня шамана, все слаще дым благовоний, все протяжней и протяжней стонет ветер в камнях алтаря.
Шаман и девушка. Он сегодня отдав богам жертву и умилостивив духа пяти вершин, уснет тревожным сном больного человека, она оставив свое юное тело на алтаре, отправится к богу пяти вершин, где ждет ее тот, кто ждал всегда.
И только ветер будет петь грустные песни и засыпать снегом место где кончаются все дороги.
В 1993 г. на плато Укок в долине реки Ак-Алаха, экспедицией Новосибирско го института археологии и этнографии СО РАН было обнаружено захоронение знатной женщины, которую в прессе сразу же назвали "алтайской княжной". Женщина была похоронена в склепе из лиственницы, установленном на дне ямы. Снаружи ее погребальная колода была украшена кожаными аппликациями, изображающими оленей. Крышка колоды была забита медными гвоздями с круглыми шляпками. На дне склепа поверх специально выложенной крупной кальки и камней был постелен черный войлочный полог, сшитый из нескольких кусков. Женщина лежала на войлочной подстилке, с подушкой под головой, на боку в позе спящей и была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента. В ушах "алтайской княжны" были золотые серьги-кольца, вся кисть умершей была покрыта жемчугом.
Есть на Земле места подернутые плогом тайны. Про них слагают мифы и легенды, уфологи говорят о аномальных зонах, а народ передает странные и жутковатые истории. В серце Алтайских гор, за высокоими перевалами и реками, на Краю обитаемого мира, расположена Затерянная Земля. Местные жители называют ее "Укок", что звучит как "Слово Неба", и считают, что здесь открываются ворота в высший духовный мир. Мировую известность плато получило после того как было обнаружено тело похороненной скифской девушки, сохранившееся в ледяной линзе. Место, с богатыми пастбищами но очень суровым климатом (снег бывает и в июле месяце) издревле считалось священным. Камни с изображениями почитаемых животных и духов, петролиглифы, оленьи камни - идолы оставленные кочующими племенами, скифами, жившими здесь за 5 веков до н.э, многочисленные курганы, с погребениями знатных воинов, это не полный перечень многочисленных следов могучей энергетики этой земли. Последние исследования аэрофотосъемки привели к новому открытию гиганских рисунков - геоглифов, различимых с большой высоты. Послание ли неведомых жрецов или , знаки для инопланетников, никто сказать не может земля продолжает хранить свои тайны.
Ведь именно здесь по преданиям находятся восточные врата в мифическую Шамбалу, страну богов и геров, страну куда много веков тому назад ушла прекрасная девушка, в поисках любви.
Под сенью священной горы
Плато Укок расположено на самом юге Алтая, под священной пятиглавой горой Табын-Богдо-Ола, стоящей на стыке четырех границ, Монголии, Китая, Казахстана и России. Плато огорожено со всех сторон горными хребтами, с двумя перевалами одноименным Укок, ведущим в Казахстан и Теплый Ключ в Россию.
На плато берут начало реки Ак-Аллаха и Калгута, дающие начало сибирским Оби и Иртышу. Грунтовая дорога идущая от Теплого Ключа к перевалу Укок и пересекающая плато с востока на запад, контролируются двумя пограничными заставами - на реке Аргамджи и на реке Ак-Алаха "Челябинская казачья". Неподалеку от которой и была найдена "скифская принцесса".
Продвигаясь водль этой дороги мы исследуем Калгутинские писаницы, место раскопок скифских курганов:
Петроглифы скалы Кызыл-тас (Бертекская писаница) в 1 км выше устья реки Калгуты, на ее правом берегу, на склоне горы Кызыл-Тас, "Калгутинский рудник", в 6 км от источника Тёплый ключ, вверх по долине, находится рудник Калгуты. В 1944-1954 гг. здесь добывали стратегический вольфрам и молибден.
Петроглифы Бертек, находящиеся на валунах двух морен: одна морена начинается у крутого поворота р.Ак-Алаха и тянется до левого берега р. Калгуты, а вторая – ограничивает местность Бертек с северо-запада,
Петроглифы Калгуты, находятся на правом берегу р. Калгуты примерно в 13-14 км на восток-юго-восток от Аргамджинской заставы;
и предпринимаем попытку восхождения на священную пятиглавую гору, с отрогов которой открывается вид на долину до 30 км.
Помимо погранцов, нам предстоит встреча с местными жителями, казахами и алтайцами-теленгитами, потомками скифов, много веков назад населявших эти края. Кроме них на плато чувствуется влияние еще трех культурных регонов Центрально-Азиатского, Алтай-Саянского и Среднеазиатского. Древнетюркские, уйгурские, древнехакасские и монгольские племена таже были предками нынешних алтайцев.
Наш маршрут
Пятница и суббота Традиционно сбор и старт из Москвы планируется на десять вечера, в пятницу, но поскльку собраться и собрать свой экипаж к этому сроку получается не всегда то реальное время старта наверно стоит оценивать как 12:00. Стартуем мы по трассе М5 она же Волгоградский проспект и двигаемся на Самару. В славном городе строителей отечественной автотехники мы должны появится на следующий день часам к 12 утра субботы.
Воскресенье В Самаре мы не задерживаемся и двигаемся в сторону Тюмени, куда прибываем уже ночью часам к двум воскресенья. Таким образом мы без остановки пройдем две ночи и световой день, экипажи должны будут сменится раз пять, и для того чтобы сбросить усталость нам необходимо будет выспаться. А также умыться, почистить перышки и т.д. Это будет происходить в тамошней гостинице.
В городе есть очень интересный и развитой серис посутчной аренды квартир. Квартиру можно снять за 1000 рупей на сутки а вот резместить там можно несколько человек.Однокомнатная квартира стоит 700 -1000 рублей, двушка 1000 -1500. Телефон по которому можно с ними связаться 8 (3452) 75-00-57
Понедельник Днем того же день, опятьже часов в двенадцать мы стартуем в сторону Омска, и проезжаем его часов в 19 вечера, двигаясь в том же ритме, оказываемся в Барнауле в 7 утра понедельника и 9 утра в Бийске соответвственно. Далее мы идем по дороге в сторону Белокурихи, но в нее не заезжаем, а продвигаясь дальше сворачиваем на Тог-Алтай, там же село Черный Ануй. Где мы должны оказаться часов в 15 дня понедельника.
В Ануе нам нужно будет решить основную задачу поиска и установки палаточного лагеря, в котором мы и заночуем до вторника. После того как лагерь будет установлен я надеюсь, что нам удасться полазить вокруг и посмотреть например водопад на реке Шинок [фото] и знаменитую Денисову пещеру. Каскад водопадов настолько красив, что даже был объявлен заказником краевого значения, а пещера является местом поклонения архелогов со всего света.
Пещеру нашли в 18 веке и долгое время там жил монах - отшельник Дионисий, он прорубил себе дымоход, смотровые окошки в общем жил себе и ни в чем не отказывал. По преданиям алтайцев до монаха пещера служила узилищем для вредного черного шамана и называлась Аю-таш ("медвежий камень") . В целом же в пещере найдено около 20 культурных слоев и около 50 тысяч различных предметов, самым древним из которых около 300 тыс лет.
Вторник Выспавшись в палаточной стоянке Черного Ануя, мы двигаемся далее в сторону Усть-Кана где поворачиваем к Чуйскому тракту, селу Туэкта и Каракол. Где мы оказываемся в 13 часов дня во вторник.
У въезда в небольшую деревню Туэкту находится бензоколонка. Здесь Чуй-ский тракт соединяется с дорогой из Усть-Кана. На слиянии дорог в палатке можно купить горячий шашлык. Возможно, Туэкта так и осталась бы ничем не примечательным пунктом в путешествии по Чуйскому тракту, если бы она не была тем местом, где индустрия отдыха уступает место археологическим памятникам и древним молчаливым камням. В начале XX в. В. Шишков писал: " В окрестностях Чуйского тракта, за Туэктой начинают в обилии встречаться древние курганы, по-местному бугры, а также круглые неглубокие, заросшие травой и бурьяном ямы, кое-где охваченные каменными кольцами. Все эти памятники, попадающиеся то здесь, то там вплоть до монгольской границы, свидетельствуют о когда-то живших здесь и ушедших отсюда иных насельниках, седая память о которых сохранилась лишь в местных преданиях". У села Туэкта на одной из скал, была обнаружена писаница эпохи ранних кочевников с изображениями горных козлов и маралов, а также нескольких человеческих фигур. Также, если внимательно смотреть вдоль дороги, вы увидите большое количество курганов, балбалов и выкладок.
На въезде в село Каракол находятся магазин " Продукты" и частный магазин "Байан". Проехав деревню насквозь, вы подъедете к скалам, на которых еще можно различить несколько небольших наскальных рисунков (изображения оленей). Они расположены примерно в 2 км от устья реки Каракол, на левом ее берегу. Здесь же есть плиты с руническим письмом. По свидетельству местных жителей, писаницы есть и чуть дальше. Если вы хотите во что бы то ни стало их увидеть, вам придется в деревне взять лошадь (лесничий организует прогулки на лошадях) или продолжить путь пешком.
Из материалов путеводителя Ле Пти Фюте по Республике Алтай
Недалеко от села Хабаровка между ним и селом Иня расположен очень симпатичный перевал Чике - Таман.
Высота перевала 1460 м, однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким, но, несмотря на это, Чике-Таман переводится как "плоская подошва"! В районе перевала Чуйский тракт превращается в горный серпантин, который в прежние времена был очень сложным и опасным для лошадей. На седловине Чике-Таманского перевала стоит лиственница, на ветках которой повязаны белые ленточки Это так называемое шаман-дерево, которое в Горном Алтае можно встретить на перевалах, у ручьев и источников. Путники издавна повязывали ленточки в благодарность духам места (эе). Новая дорога, по которой мы поедем сейчас, была пущена в строй в 1984 г., и сегодня уже трудно представить, что еще несколько десятилетий назад этот перевал был одним из самых тяжелых и опасных испытаний для путников. С перевала Чике-Таман открывается великолепный вид на громады горных хребтов, скалы и на старую дорогу, петляющую внизу.
Из материалов путеводителя Ле Пти Фюте по Республике Алтай
Рядом с селом Инь можно встертить очередную порцию местных достопримечательностей. Это Скалы Белого Бома, - громадный извесковый камень ранее сталкивающий дорогу в пропасть, так что две лошади разойтись уже не могли, ныне через него пробита дорога, и водопады и величественные пороги Турбина и Бегемот. Вместе с Майожирским каскадом эти пороги являются местом паломничества туристов - водников, на котором ребята оттачивают мастерство водного слалома. Сам каскад оценивается как 6 категория сложности.
Ближе к вечеру добираемся к селу Акташ. Там ставим лагерь, если остаются силы и время то прокатившись пару десятков километров в сторону Усть Улагана можно будет полюбоваться бордовыми скалами с включениями киновари, так называемые Красные ворота и мертвым озером Чейбеккель. Длинное, высокогорное озеро с спокойной водой. Местные отмесчают факт очень чистой воды и отсутсвия рыбы и птиц. Поэтому озеро называют Мертвым. Существует гипотеза что подобный эффект происходит из-за того что в воде озера очень много ртутных соединенй, которые ее делают не пригодной для местной живности. И хотя замеры ртути опровергают эти предположения, есть факты нахождения киновари в этих местах.
Среда На ночевке в палаточном лагере в районе села Акташ, длинный день вторник заканчивается. С утра среды ободренные общением с местным погранотрядом мы отправляеся уже в село Кош-Агач. В котором не останавливаясь сворачиваем с Чуйского тракта и подключив полный привод продвигаемся к перевалу Теплый Ключ, воротам в священную страну Укок.
От Кош-Агача до перевала идет обычная щебеночная дорога. Иногда на дороге встречаются камни достаточно крупных размеров а на участке между военной частью с КПП и развилкой Джазатор - пер. Теплый ключ идут работы по расширению и спрямлению дороги, возможно, в рамках строительства дороги в Китай через плато Укок.
Термальные источники представляют собой выходы нескольких ключей с радоновой водой. Температура воды около 15 градусов круглогодично. На нескольких ключах построены баня и два крытых домика, внутри оборудованы небольшие бассейны с проточной водой.
Дальше дорога резко портится - становится чрезвычайно каменистой с валунами, превышающими 20 см . На машине с довольно высоким дорожным просветом приходилось ехать очень осторожно. Но с другой стороны стандартная Нива весьма уверенно продит весь перевал. С вершины перевала (высота 2900 метров) открывается вид на небольшое озеро , расположенное прямо на вершине перевала и пограничный КПП.
На перевале мы должны очутиться в середине дня среды. И чтобы не рисковать ночными передвижениями по плато, здесь же недалеко от термальных источников выбираем место для лагеря и ночевки.
Четверг Начиная же с утра четверга и до следующей среды мы находимся в зоне покоя. Ищем приличное место для базового лагеря и совершаем радиальные экскурсии в поисках наскальных рисунков, курганов, живописных видов. Если позволит погода, то можно будет соверщить однодневное восхождение к русско китайской границе на священную гору пяти вершин.. Где каждый из нас сможет почувствовать себя и и возможно увидеть ворота в Шамбалу.
Использованная литература:
Путеводитель Ле Пти Фюте по Республике Алтай
Отчет Загорулько В.А.по экспедиции на плато 2005 году
Путешествие по горному Алтаю на Шевроле Нива
Большое спасибо
Олегу Ярину, зам председателя клуба "Алтай OFFROAD" по спорту и туризму.
за ценную информацию и помощь, оказанную при составлении этого маршрута.
Смотри также: