Общая протяженность | 2500км в одну сторону |
Длительность | 14 дней |
Старт | 20 октября 2006 года |
Минимальный состав | 2 экипажа по пилоту и штурману (второму пилоту) в каждом |
Рекомндуемый транспорт | Авто класса 4х4 |
Бойся песков
Сам я ленинградский, а в Кунград приехал на два года по найму. Устроился водителем в управление механизации. Hа позапрошлой неделе мой начальник вызывает меня и говорит: Алик, мои кавказские родственники купили для меня машину. Hадо перегнать. Возьмешься? Я согласился не раздумывая. Отчего не посмотреть новые места? Самолетом добрался до Баку, там принял машину новенькую молочную Волгу и вместе с ней погрузился на паром до Красноводска. Далее я намеревался ехать через Ашхабад Мары Чарджоу Ташауз. Крюк ого-го! Hа пароме, на свою беду, сошелся я с одним туркменом из Куня-Ургенча. Хороший мужик, звать Курбан. Он тоже перегонял машину Москвич и, значит, были мы попутчики. Узнав о моих планах, он рассмеялся: Зачем через Мары? Поедем напрямую. Раза в четыре короче. Как напрямую? удивляюсь. Через Устюрт, что ли? Конечно! Да ты что?! Заплутаем! Hе бойся, дорогой. Многие ездят через Устюрт. Я сам три раза ездил. Есть накатанная колея. Есть приметы. Hадо только не сворачивать и держаться подальше от песков. Он говорил с такой уверенностью, что я не только согласился, но и загорелся идеей. Я вообще заводной. Словом, когда через сутки мы вошли в красноводский порт, я был твердо настроен на короткую дорогу.
Ранним утром мы отправились в путь. Hо едва отъехали от Красноводска, как у Москвича застучал мотор. Пришлось Курбану остаться. Мне бы, дураку, повернуть обратно, да куда там! Говорю же заводной характер! Притом Курбан меня поддержал. Hачертил схему, обозначил на ней ориентиры, все растолковал. Держись колеи, и все будет хорошо. Ребенок, и тот проедет. Hо на прощание предостерег еще раз: Бойся песков! Там нечисто...
И вот я на Устюрте. Hичто не вызывало опасений. Я уверенно гнал вперед по солончакам и такырам, опустив стекла. Только на большой скорости можно было спастись от нещадного зноя. Часто встречались пухляки этакие озерца мельчайшей невесомой пыли, в которой машина могла утонуть по оси. Перед пухляками дорога разбивалась на десятки рукавов: каждый водитель искал более подходящий объезд. За пухляком рукава снова сходились в единое русло. Основная колея была хорошо накатана, сбиться с нее казалось невозможным. В точности появлялись приметы, обозначенные Курбаном: тригопункт из пропитанных антисептиком бревен, шест с выцветшей тряпкой на макушке, куча камней, одинокая скала, лысая покрышка... Постепенно у меня начали слипаться глаза: все же накануне я провел две почти бессонные ночи. Да и монотонность пейзажа убаюкивала...
Вдруг самым краешком угасающего сознания я понял, что сплю, причем давно. Резко ударил по тормозам. Машина стояла среди чахлых кустиков кейреука. Колеи не было. Я похолодел, но сумел взять себя в руки. Hе паниковать. Hе мог я отъехать очень далеко. Сейчас вернемся на трассу по собственным следам. Hо, увы, развернув машину, я убедился, что жесткая, как камень, сожженная солнцем почва почти не сохранила отпечатка протекторов. Чертыхнувшись, я вылез наружу, забрался на крышу и принялся озираться. Hичего. Hаконец, далеко-далеко, у самой линии горизонта, я разглядел крохотную черную точку и тут же припомнил, что следующим маяком должна быть ржавая кабина ЗИЛа. Очевидно, это она и есть. Я снова сел за руль и погнал вперед. Вскоре солончак кончился, а еще через пару сотен метров я выехал на колею. Она вела в нужном направлении, к запримеченной точке, и все мои сомнения отпали. Черное пятнышко росло на глазах. Hо это была не кабина ЗИЛа, а остов Урала , почерневший и смятый...
До Урала оставалось с полсотни метров, когда моя тачка забуксовала. Я выглянул в окошко и обомлел: машина по оси сидела в серо-желтом рассыпчатом песке. Песок расстилался повсюду. Поглощенный своими мыслями, я слишком поздно заметил его. И еще: колея здесь обрывалась. Конец дороги. Тупик. Я попросту ехал по следам заблудившегося грузовика... Бойся песков! тут же вспыхнуло в сознании, и отчего-то подумалось, что в эти слова Курбан вкладывал особый смысл, не только предостережение об опасности забуксовать. Я снова вылез и осмотрелся. Машина увязла капитально. Hадо было что-то подмостить под колеса. Hо что? Hе удастся ли оторвать какую-нибудь штуковину от Урала ? Я взял ломик и двинулся к покореженному автомобилю. В деформированном кузове не сохранилось никаких деревянных деталей: ни скамеек, ни бортов. Я расхаживал по нему, прикидывая, что же подцепить ломиком?
И тут за спиной раздалось сухое шуршание. Я обернулся. Происходило что-то непонятное. Такое впечатление, что самопроизвольно перемещался участок поверхности. Hо в следующую секунду меня обуял ужас. Hевиданная тварь пятнисто-землистой расцветки, ромбовидной формы, плоская, как скат, настороженными волнообразными движениями приближалась к Волге. Ее размер по большой диагонали составлял не менее четырех метров. По периметру шевелились десятки щупальцев, похожих на маленьких змеек, но ни лап, ни глаз, ни пасти существо не имело. Мои ноги приросли к кузову, позвоночник превратился в каменный столб. Между тем тварь сложилась в омерзительный рулон и проползла под днищем. Затем развернулась наподобие кошмарного конверта и полностью обволокла автомобиль. Раздался хруст, вылетели стекла, затрещал корпус. Пластичность чудовища была невероятной. Оно легко складывалось вроде гигантского комка бумаги. Щупальца шарили по салону, поглощая мои припасы. Время будто остановилось. Я по-прежнему не мог ни пошевелиться, ни выдохнуть. Вот чудовище отвалилось от машины. Красавица Волга превратилась в смятую и почерневшую железку. А тварь, заметно утолстившаяся, покружилась на месте и... легко заскользила по моим следам.
Опомнившись, я заорал, швырнул в песчаного ската ломик и, спрыгнув по другую сторону кузова, начал карабкаться вверх по склону. Я боялся обернуться. В моих ушах не смолкало страшное шуршание, я обливался холодным потом, пред- ставляя, как слизистая масса навалится на меня. Я был на грани безумия и нес- ся, не разбирая дороги, от холма к холму. Падал, поднимался и снова бежал. Сердце выпрыгивало из груди, но ноги, ведомые инстинктом, уносили меня прочь от опасного места. Hаконец силы оставили меня, я упал и лишился чувств.
Когда очнулся, стояла глухая ночь. В небе горели звезды, но пространство было насыщено таким густым мраком, что я не различал кончика собственного носа. Что ж, мне повезло, я сумел чудом избежать гибели. Hо остался без воды, пищи и транспорта, кроме того, заблудился. По моим прикидкам, я находился в центре плато, в его неизведанной глуби, а значит, мои шансы выбраться равнялись нулю...
Три дня я брел наугад, похоронив всякую надежду. И вдруг чудо! Верблюды, идущие прямо на меня... Да только какая мне радость? Что я скажу хозяину? Как расплачусь? Hадо разыскать Курбана. Он знает...
Путешествие по Великому Столу.
Высоко в небе висело золотое солнце, оно было раскаленное и жидким металлом капало на землю, превращаясь в золотой песок. Черный остов старого скрученного саксаула бросал жирную черную тень, от жара дрожал воздух. В дали шел небольшой караван. Пара верблюдов. На первом, с красной попоной, восседал старик в грязной чалме, второй поменьше, оккупировали двое мальчишек в рваных халатах, и невысокая женщина в строгой черной одежде. Мальчишки дрались, женщина их окрикивала сильным высоким голосом. Старик дремал.
Они возвращались от соседей, что гостеприимно приняли их на пару дней. Сосед славился чудачествами на всю долину и слыл толи колдуном, толи добрым волшебник. Говорили что может взглядом зажигать огонь и двигать пески и даже, что видели как он ночью летает на своем ковре. Сам старик, твердо веря в всемогущего, сомневался, что простым смертным дано творить чудеса, от того иногда довольно желчно посмеивался над своим приятелем. Сосед же человек, веселого нрава только от души смеялся над шутками и подначками и потчевал гостей душистым горячем чаем.
Солнце стояло в зените, они спешили домой, и срезая путь двигались по гребням высоких дюн. Все произошло очень быстро. Короткий вскрик женщины, быстро стихнувший шум, и облачко желтой пыли. Когда Старик обернулся второго верблюда уже не было. Только старое дерево раскинуло свои корявые сучья на горизонте, и никого. Он кинулся вниз, он скользил по дюне перебирая руками в песке и по морщинам его темного лица текли ручейки слез. Остановил его детский смех. Двое мальчишек, прыгая под дюной тыкали в него пальцами и звонко смеялись, женщина прятала смущенную улыбку на широком лице. Они все были живы, даже верблюд стоял рядом и что-то невозмутимо жевал.
Спустя пару месяцев уже Старик принимал важных гостей, своих соседей. Женщины о чем-то хлопотали на кухне, мужчины же, напившись и чаю и молока, откинувшись на высоких подушках, вели не торопливую беседу обо всем и не о чем. И вот Старик , по своему обыкновению начал подначивать соседа, во всю потешаясь над сумбурным рассказом о очередном сверх естественном подвиге. Сосед молча встал, рукой подманил собеседника и вывел из дому. Там, скинув халат он показал ошарашенному Старику свою спину, на которой красовались посиневшие отпечатки четырех верблюжих лап.
-- «Да, тяжеловатое у тебя семейство», посмеиваясь приговаривал сосед.
Говорят эта история произошла в за правду только давным-давно, да только старика все уже давно забыли, а вот соседа еще помнят, под именем Бекет-Ата.
На самом краю великих азиатских пустынь протянулось плато Устюрт. Плоское как стол и совершенно безжизненное оно обрывается к Каспийскому морю двумя трехсотметровыми Чинками. Эти уступы, бывшие когда морским дном, сложены из песчаника и известняка, материала рыхлого и благодарного на обработку. Народ издавна живший в этих местах этим свойством всегда пользовался и появлялись в меловых горах целые подземные мечети и города. Одно из наиболее почитаемых мест принадлежит священнику и магу Бекет-Ата. Всего же мечетей, мавзолеев и некрополей на плато более 300. Ими очень гордятся и возят туда именитых гостей.
Устюрт, а точнее место Мангышлак, это пожалуй самая близкая к нам степь, переходящая в настоящую пустыню. С дюнами барханами и саксаулом. Но помимо только пустыни нас ждет полуостров Тюб-Караган с горами Магнистау и оазисами Ташаллы, где вода сочится из меловых скал. Источники в этих местах целебные, с натриевыми и бромными водами. Многих из них горячие как на Камчатке. Следы вулканической активности на дне высохшего моря породили еще одно удивительное место,-- гора Шергала, одинокий 170 метровый гигант, напоминающий спящего льва, вокруг нее скопление черных шаров, лежащих на песке. По другим источником черные Мячи Богов встречаются и в местечке Турыш, недалеко от Форта Шевченко.
Возникновение шаров может быть связано с процессом кристаллизации пород либо в толще вулканического пепла, либо в толще песка. При пропитывании песка раствором, поднимающимся, например, из глубины, в отдельных участках песчаной толщи возникают центры кристаллизации, нарастающие как снежный ком.
На плато мы будем передвигаться по федеральному, проторенному пути, от поселка к поселку до самого Форта Шевченко и вдоль берега по трассе до Актау. Нас ждут в основном асфальтовые дороги но будут и наезженные песчаные грунтовки. К сожалению, в дождь песок становится липким и скользким и опасность сесть на мосты в глухих местах очень высока. Ввиду ограниченности топлива бездорожья нужно избегать. Поэтому путешествие наше сильно зависит от погодных условий, дождь придется пережидать.
На хорошую воду и топливо рассчитывать особо не придется. Поэтому нужно запастись емкостями минимум на 80 литров дополнительного топлива и водой. Воду в пятилитровых баклажках блоками по 10 штук брать будем в Самаре, а бензин в Арытау. И пополнить запасы мы сможем только в Актау.
Помимо возможного дождя нам еще предстоит ветер с песком, поэтому и одежда и палатка должны иметь возможность плотно закрываться. Ночью температура падает с 20 до 7-10 градусов и всякая живность начинает судорожно искать источники тепла для ночевки. А поскольку в качестве зверей в этих местах выступают змеи, жуки и скорпионы, то нужно быть особо внимательным к ночным гостям.
Аналогичный подход и к перемещениям по местности. Нужно внимательно смотреть себе под ноги и избегать посещения какой-либо растительности, ибо последняя обитаема. На ногах само - собой ботинки с высокой шнуровкой
Гостиницы Уральск
Саяхат , ТОО | Адрес: Темира Масина, 38 Телефон: +7-3112-513001, 500951, 513003 |
ТОО PARKHOTEL | Адрес: Темира Масина 67 Телефон: +7-7112-503474,514035, parkhoteluralsk@mail.ru, www.parkhotel.ural.kz, http://www.kz-hotels.kz/kz_hotels_mr7c_7197.htm |
Бюджет. По отчетам на аналогичный маршрут три года назад было потрачено порядка 500$ на топливо и 150$ на еду с машины. Еще примерно столько же народ держал просто на всякий случай. Продукты закупались еще в Москве. Но по отчетам есть возможность использовать местную еду. Ребята проделали путь от Бейнеу через пески к Актау и охотно делили трапезу с местными жителями, без последствий для городских желудков .
Первый день
Пожалуй самый наряженный этап путешествия. Нам предстоит добраться до славного города Самара 1060 км . Если сменяться в Пензе (616км) то ночью мы будем на месте.
В Самаре мы отдыхаем (спим) в гостинице.
Второй день целиком посвящен таможне. Нам нужно будет добраться до Уральска ( 229 км ), это уже на территории Казахстана и пройти таможенные процедуры. Незабываем о регистрации в миграционной полиции (или проверяем наличие 2х штампов). Для всего этого достаточно иметь общегражданский паспорт и терпение. Там же мы меняем деньги на тенге. По отчетам самый выгодный курс на границе. Думаю, что около 150$ на человека будет достаточным. Спим в Уральске в зависимости от скорости и успешности прохождения границы, если все успешно пытаемся сразу доехать до Атырау.
Третий день Уральск - Атырау 496км. Неспешный переход. Дорога обещает быть нормальной. Заканчиваются горы, начинается великая Каспийская низменность, едем по дну высохшего моря. Спим в гостинице или на природе по выбору.
Четвертый день Арытау - Бейнеу - 427 км Огибаем море. Дороги будут плохие. Разбитый асфальт. Возможно движение по грунтовым дублерам. В Бейнеу известных гостиниц не найдено, решаем на месте.
Гостиницы Атырау
Гаухар | Адрес: мкр.Привокзальный, ул.Еркинова,75 Телефон: +7-3122-363772 |
Арасан | Адрес: ул.Кунанбаева 4Телефон: +7-3122-241969 |
Атырау-Адиль | Адрес: ул Канцева, 3, кв 51Телефон: +7-3122-241969 |
Пятый день Бейнеу - Шетпе 307 км . Мы начинаем маршрут. Фиксируем GPS координаты. Проходим отроги западного Чинка, посещаем гору Шаркала . Дорога грунт, местами асфальт. ,
Шергала (Шеркала) - одиноко стоящая гора, необычной формы, примерно в 170 километрах от г. Актау, недалеко от Шетпе.
Если смотреть на нее с одной стороны, гора напоминает огромную белую юрту, но с другой - Шергала походит на спящего льва, положившего свою огромную голову на лапы.
Поэтому и назвали гору - Шергала, что в переводе с туркменского означает "Лев-гора" или "Львиная гора".
Львиная гора окружена ореолом любопытных легенд. Ее известняковые склоны отвесны и только к вершине становятся пологими, образуя гигантский шатер,
напоминающий верх юрты. Подняться на нее можно только имея специальное снаряжение. Чтобы обойти Шергалу, понадобится не менее часа.
А если вы захотите заглянуть в некоторые из многочисленных пещер, побродить на месте древнего поселения, выискивая черепки, свидетели былых цивилизаций,
то часа вам не хватит. Существует народное поверье, если загадать желание, прежде чем обойти вокруг Шергалы - оно обязательно сбудется.
Но главное - за каждым изгибом, за новым поворотом открывается удивительный вид, настолько необычный, что порой кажется, что ты попал на необитаемую планету.
Недалеко от Шергалы зеленый оазис. Это родник и маленькая речка Акмыш. Здесь в тени вековых деревьев под звонкие трели птиц приятно посидеть, слушая рассказ о
городище Мангышлак. Он был построен на трассе караванного пути, которым столетия назад шла торговля между Бухарой и северными землями
Шестой день двигаемся к форту Шевченко 159км. Дорога грунт. Постараемся найти Мостовую Гигантов (необходим проводник из местных), оазис Тамшаллы, и подземную мечеть Шакпак Ата на побережье Каспия.
На западе Казахстана, в районе Прикаспия, есть необычная, малоизученная местность Турыш.
Это настоящее белое пятно на геологической карте земли. Здесь на нескольких квадратных километрах раскинулась гряда причудливых каменных образований.
Подавляющее их количество имеет почти идеальную форму шара, а размеры варьируются от двух метров в диаметре до размера пушечного ядра.
Сейчас уже никто и не помнит, кому первому пришло в голову прозвать эту каменную гряду Мостовой гигантов
(кстати, на планете есть еще местности с таким же названием), но прозвище прижилось, хотя, честно говоря, открывающийся вид менее всего напоминает мостовую.
Разве что с высоты птичьего полета. Однако с земли эта местность скорее походит на кладбище космических спускаемых аппаратов.
Человеку, перед которым впервые открывается это зрелище, кажется, что он очутился среди фантастического ландшафта.
Любопытен в Турыше и следующий факт: наиболее крупные конкреции словно кем-то аккуратно распилены надвое, причем распил всегда смотрит на юг.
Настоящие локаторы или спутниковые тарелки! Впрочем, в этой местности фантазию можно включать на полную катушку.
Кто-то, например, говорит, что аккуратно расколотые надвое шары представляют собой модель Земли в разрезе.
Никто никогда не считал, сколько каменных шаров разбросано на Мостовой гигантов. Очевидно, их здесь не одна сотня.
Вдобавок к этому можно упомянуть торчащие из-под земли круглые образования, которые могут быть шапками скрывающихся шаров.
Точь-в-точь как колпачки для казахской игры "алики-малики", аналога наших "наперстков ".
Примерно в 30 километрах от Форт-Шевченко, в каньоне, который огромной трещиной тянется в глубь полуострова, находится источник Тамшалы .
Добраться к источнику можно, шагая по каньону или двигаясь вдоль обрыва параллельно его отвесным стенам,
состоящим из разноцветных слоев скалистой породы. Краски выгорели на солнце, потеряли свою яркость.
Вдруг впереди открывается большое зеленое пятно. Оно все ближе, ближе... Подходим к одиноко стоящему дереву, далее два искусственно созданные крохотные водоема,
заросли камыша, мяты. В гроте полумрак, пышная растительность. Из скал выступают капли воды. Они как слезы падают вниз. Сотни сверкающих прозрачных стеклянных струй,
словно серебряный занавес сказочного театра, звенят, издавая неповторимые звуки, сливающиеся в завораживающую мелодию.
Кажется, что скала тихонько шепчет: "Та-а-ам-ша-а-лы... Та-а-ам-ша-а-лы-ы..."
Здесь прохладно и спокойно. Редкое это место, уникальное. Слушаем легенду о судьбе красавицы Мерет.
"Была она женой богатого туркменского хана, кочевавшего со своими отарами из края в край полуострова.
Муж Мерет был больным и старым человеком. Вскоре он умер, и построили в его память высокий мазар. Погоревала, поплакала вдова и взялась за дела.
То лето выдалось на полуострове жарким и засушливым. Ветер не приносил прохлады, а превращал траву в сухую горькую пыль и уносил ее за горизонт.
Мучились люди. Страдали от жажды животные. У кобылиц и верблюдиц пропало молоко. Невозможно было напоить скот из крошечных мутных луж,
что остались на месте озер и родников. Смерть темным крылом, казалось, накрыла степь.
Задумала красавица Мерет взять воду у сая, прятавшего ее в своих глубинах от людей. Она решила прорубить в черной скале тропу, которая
бы вела вниз к живительной влаге. Она нашла мастеров и обещала щедро заплатить за работу. Испугались богатые родственники хана, что аллах накажет Мерет за дерзость.
Но отважная женщина решила прорубить в скале путь и взять у земли ее драгоценность - воду, напоить стада и отары. Пусть утолят жажду люди,
тогда радость придет в аулы. С кумысом и шубатом вернется прежняя сила к мужчинам и выносливость к женщинам".
Права оказалась красавица. Залетевший сюда ветер путается в камышах, шелестит листьями.
Зеленеют на маленьких плантациях арбузы, набирают сладость продолговатые дыни, алеют помидоры, слушая капель Та-а-ам-ша-а-лы-ы
Седьмой день Форт Шевченко - Актау 141 км По асфальтовой трассе вдоль побережья. Посещение пляжей голубой Бухты.
Полуостров Мангышлак - это сотни километров каменистого каспийского побережья, бессчетное количество километров пустыни, Но кроме этого - это золотистые песчаные пляжи. Одна из таких жемчужин - Голубая бухта . Чтобы добраться до нее, нужно выехать из Актау ранним утром, когда еще нет палящего зноя. Ехать следует в сторону Форта-Шевченко. Только не проскочите мимо 68 километра . Здесь следует свернуть налево и медленно ехать по грунтовой дороге, около 10 км , пока впереди не заметите строения. Проехав мимо них, вы окажетесь на берегу бухты. Обязательно исследуйте правый и левый берег Голубой бухты. Сходите к Чертову пальцу, который словно средневековый замок выступает в море. Можете даже взобраться на него. Возьмите с собой фотоаппарат или камеру, чтобы запечатлеть на память поразившие вас пейзажи. Можно полежать на теплом песке, наблюдая, как меняется море. Только что оно было голубым, через несколько минут оно уже зеленое, затем серое и вновь голубое или синее. Если вместе с вами будет кто-то из старожилов, он, конечно, убедит вас исследовать правый берег, чтобы отыскать ту единственную точку, находясь в которой, вы увидите профиль человека на фоне голубого неба. Каменный профиль очень знакомый. Если вы будете смещаться вправо, влево, выражение лица каменного человека будет меняться. То он насупит брови, то расплывется в улыбке. Но вот вы сделали несколько шагов в сторону и изображение рассыпалось на отдельные каменные глыбы. Если вы приедете в Голубую бухту осенью - здесь можно собирать ягоды и сухие растения. Вы можете встретить обитающих здесь черепах, варанов, змей, увидеть пасущихся лошадей, бегущих джейранов и сайгаков, пролетающих лебедей, гусей и уток. Домой возвращайтесь вечером, после того как полюбуетесь удивительными красками заката. Возможно вы увидите полосы дождя, сверкающие молнии и услышите гром. Не беспокойтесь. Дождь пройдет стороной. Если же капли дождя прольются на вас, примите их как редкий подарок природы
Восьмой день Актау - Шопан-Ата 211 км По асфальту до нового Узеня, далее грунт, вдоль песков, до Шопан - Ата . Посещение впадины Карагие, подземные мечети.
Впадина Карагие возможная аномальная зона в Средней Азии. Нередко в этом месте отмечались появления неопознанных объектов, чаще всего наблюдатели их списывали на деятельность военых, однако, в Карагие ни полигонов, ни военных баз нет. Так, в апрельским утром 1979 года энергетик Валерий Владимирович РОЖКОВСКИЙ находился во впадине Карагие, близ сора Батыр, когда внезапно он увидел летящий за сопками красного шара на малой высоте. Обратил внимание на очень большую скорость и ее значительное снижение (с более чем 1000 км/час) до исчезновения за первой сопкой и при появлении между первой и второй сопками (точнее: до первой сопки - без снижения скорости). У наблюдателя создалось впечатление, что шар опустился и приземлился за второй сопкой на соре Батыр. Он отмечает отсутствие каких-либо звуков, хотя сначала предполагал, что увидел военный объект, который, упав, взорвется. Угловой размер шара был меньше лунного. Наблюдатель разбудил криком: "Шар, вставайте!" - своих спутников. Объект успел увидеть еще один его товарищ. Наблюдатель отмечает, что похожее явление видел примерно 4 года назад приблизительно в тех же местах.
Девятый день Шопан-Ата – Бейнеу. Дорога грунт. Пустыня. Проходим подъем на восточный Чинок до комплекса Бекет-Ата, далее по плато до Бейнеу. Возможны связки множества дорог. Страхуемся ранее зафиксированными GPS координатами.
Бекет-Ата известен в мусульманском мире, как предсказатель и пророк, которому открыта книга бытия. По преданию жил Бекет-Ата во второй половине XVIII века. Родился он в близи поселка Кульсары Атырауской области, а в 14 лет пришел он поклониться к праху почитаемого им мудреца Шопан-Ата, получить благословение. На третью ночь Шопан-Ата дал юноше наказ учиться. Отправился юноша в далекую Хиву, там в медресе он постигал науки. Достигнув 40-летнего возраста, стал он суфием, начал обучать детей грамоте. На своем земном пути святой Бекет-Ата прошел немало дорог, пока вновь не прибыл в Мангыстау. Он исцелял людей: к нему приходили немощные и страдающие, он даровал им здоровье и жизненные силы. При решении спорных вопросов он проявлял мудрость, приводившую обе стороны к согласию. В своих проповедях Бекет-Ата наставлял верующих жить по правде, быть справедливым и творить добро. Мудрец и святой остался в памяти народной и как воин, совершивший подвиги в битве с калмыками. Он обладал богатырской силой и смелостью, как и его прадед - Есет-батыр. Им построено 4 мечети: первая в Кульсарах - ее называют Ак-мечеть, вторая в меловых скалах в 20 километрах от поселка Бейнеу, третья - в местности Байшатыр, на плато Устюрт, и четвертая подземная мечеть вырублена в массиве мелового скального мыса в урочище Огланды - некрополь Бекет-Ата. Комнат - семь. В них прекрасная акустика. Возле этой мечети он и похоронен. Некрополь Бекет-Ата - духовный, исторический и архитектурный памятник. Дорога в Бекет-Ата идет через Шопан-Ата. До конца своих дней преклонялся Бекет-Ата перед своим Учителем и очень был рад, если, посещая его, мусульмане заходили в Шопан-Ата. До сих пор для всех верующих посещение Шопан-Ата на пути к Бекет-Ата стало неписаным правилом и традицией.
Десятый день – возвращение в Атырау, одиннадцатый день Астрахань, двенадцатый Волгоград, Москва.
Использованы материалы
Смотри также: