Главная Экспедиция УАЗик Клубности Лирика Покатушки
Novosibirsk State Museum of Regional History and Folk Life

Эвенки
Тунгусы (самоназвание: эвэнкил ) — сибирский малочисленный коренной народ , родственный манчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы . Живут в России, Китае и Монголии.По итогам переписи 2002 года, в Российской Федерации проживали 35 527 эвенков. Из них около половины (18 232) жили в Республике Саха.

Коряки
Нымыланы( чавчувены, алюторцы ) — народ , представляющий коренное население Корякии (бывшего Корякского автономного округа ) на северо-востоке Российской Федерации на территории Камчатского края . Кроме Камчатки, коряки компактно проживают в Чукотском автономном округе и Магаданской области (Северо-Эвенский район).Общая численность — около 9 тыс. чел. (8743 чел. по данным переписи 2002 года в РФ, в т.ч. 7,3 тыс. чел. — в Камчатском крае). Язык коряков — корякский . Имеется своя письменность. Большинство коряков, помимо родного корякского языка, владеют русским языком; грамотны.В отношении религии среди коряков распространено христианство (русское православие ), однако остаются сильны традиционные верования ( шаманизм ). По роду занятий и образу жизни традиционно коряки делятся на две группы: жителей тундры, охотников и кочевников, занимающихся оленеводством, и оседлых жителей побережий, занимающихся морским рыбным промыслом. Первые упоминания о коряках встречаются в документах середины XVII века.

wikipedia

Коренные народы Камчатки

Автор Тандра

Каждая земля характерна своими обитателями. Они придают характер краю и создают его самобытность. Мы выехали пораньше, утренний туман укрывал одеялом голые стволы мертвого леса, далеко - далеко над горами в чистом голубом небе вставало солнце.

Дорога петляла по лесу спускаясь с гор и хватаясь друг за дуга на кочках мы как то незаметно переключились на разговор о медведях. О том что нужно делать когда увидишь Косыгина как прятаться и как пугать медведя. О том что самый опасный медведь это мамаша с пестунами. Дорога за разговором идет быстро, и вот мы уже в долине, вокруг высокий лес, с обочины в кабину машины просовывается гроздья жимолости и голубики. Вдруг машина плавно останавливается и наш проводник глушит двигатель.

--«Там впереди».

Она была здоровая, ростом с корову, бурая с деловито поблескивающими глазами. Медведица, высоко поднимает голову и втягивает носом запах. У ее ног суетятся небольшие совершенно черные пестуны. Руки и ноги холодеют, в совершенно пустой голове крутятся мысли.. Медведица и два медвежонка. В пятидесяти метрах прямо на дороге. Классика. Медвежата очень любопытны, могут побежать к машине, а их мама на взводе и готова нанести упреждающий удар. Она поворачивается и смотрит прямо в глаза и медленно, медленно идет к нам. Вот они уже на расстоянии хорошего броска. Ребята медленно достают фотоаппараты и делают несколько судорожных кадров. Срабатывает вспышка. Неожиданно медведи останавливаются и чуть замешкавшись ныряют в кусты. Когда мы решились пустить двигатель и осторожно проехать мимо кустов, медведей уже не было. Они сгинули и растворились между ягод жимолости и кустов черники, будто простой лесной морок. И мы осторожно двинулись дальше, притихшие, с трепетом вспоминая увиденное.

В Эссо мы приехали уже к вечеру, по живописнейшей дороге, посмотрев виды на Быстрицкую ГЭС, и заночевали в пионерском лагере. Деревянные домики, двухъярусные кровати, плац с флагштоком, на меня потянуло моим детством.

В прочем кормили хорошо, а с утра мы направились в местный краеведческий музей.

Слегка поднятая бровь, взгляд раскосых глаз из под длинных ресниц, круглое доброе лицо с темными и кремовыми прядями волос. Молодая девушка экскурсовод немного застенчиво улыбаясь проводит нас в залы музея. Здесь царство мехов, камней и вымоченного водой высушенного солнцем и ветром дерева. Мир древних народов Камчатки. Эвенки и Коряки. Потомки народов Чукотки и Манчжурии. Одни здесь были издревле, а другие пришли уже позднее. Эвенки одни из немногих, которые смогли наиболее полно приручить оленя. Известно, что они практиковали оленье молоко и верховую езду, тогда как остальные северные народы, предпочитали использовать нарты. Экскурсовод подходит к макету чума. Несколько жердей обшитых разноцветными шкурами, скромный очаг и не хитрая утварь.

«Так прошло мое детство. Я маленькой кочевала с родителями по тундрам северной Камчатки. А вот это детская одежка». Девушка показывает на детский комбинезон из шкур с украшениями из меха и специальным клапаном на случай смены «подгузников». Их делали из высушенного мха. Просто и пеленки стирать не нужно.

Если эвенки больше кочевали с оленьими стадами и жили в чумах, то коряки охотники и рыболовы стали более оседлым народом. Старинный корякский дом производил зрелище фантастическое. Представьте себе деревянную избу с огромной воронкой на крыше. Входа снаружи нет, но от избы длинной кишкой тянется деревянный тоннель с узкой дверью в самом конце.

Загадка корякского жилища крылась в суровых и снежных зимах. Когда сугробы достигали многометровой высоты, снег заваливал дом целиком , оставляя снаружи только гигантскую воронку. Ветер, гуляющий на бескрайних снежных равнинах натыкался на воронку, попадая в своеобразную ловушку и закручивался в вихревой поток. Получившиеся турбулентность выбрасывала весь снег с крыши корякского дома. Коряки проделывали в основании воронки окно и таким образом выбирались через крышу собственного дома. Подъем происходил по выдолбленной деревянной лестнице сделанной из одного вертикально установленного бревна с нарезанными ступеньками. Корякский воин был способен совершить подъем подтягиваясь на одних руках, унося на при этом ногах еще по паре детишек. Также этот проход служил и дымоходом для единственного очага расположенного в центре дома. В итоге получалось фантастическое зрелище. Представьте себе вы выходите в долину, полную морозного искрящегося снега и видите как прямо из-под земли тут и там валят струйки дыма от очагов, вы немеете от такого чуда и тут на плечо ложится тяжелая рука. Вы оборачиваетесь а позади вас уже стоит целое суровое воинство, хотя только что тут была только бескрайняя белая равнина. И уже старый шаман, отряхивая с изукрашенной меховой шкуры сухой снег идет, чтобы решить вашу судьбу.


Смотри также:


Гостевая книжка